11 января 2017

"Млын", часть 2. Выводы маркетингово-эзотерические.

Три дня выставки породили множество раздумий, которые наконец-то, после новогоднего апофигея, оформились во что-то более-менее внятное.


Корневые впечатления:
А. Обеднели совсем белорусы. Все, с кем общалась из старожилов выставки, в один голос сказали – таких низких продаж не было никогда. В ситуации, когда большинство населения пытается выжить, хэндмэйд – занятие малоприбыльное.

Б. Люди такие разные! Найти какой-то универсальный продукт, который будет востребован многими, не представляется возможным.

Зарисовки с натуры. Соседка продаёт милейших куколок. Человекообразных))) Покупатели спрашивали: «А у вас есть овечка?», «А у вас есть слоник?» После вопроса «А у вас есть суслик?» мы рухнули.

Лично меня одна мадама вполне серьёзно отчитала за размер косметичек. «Это ж какая сумка должна быть! Нет, мне нужна такая, чтоб в ней только помада с зеркальцем помещались». Вторая покупательница, наоборот, спросила, нет ли точно такой, но побольше. «Побольше» обозначало примерно половину рюкзака. А мне-то казалось, что я выбрала оптимальные габариты. Наив неофита.

С цветовой гаммой тоже обломчик получился. Розовый и голубой шебби-шик остался за бортом. Молодые девочки спрашивали зелёный, сиреневый и … о боги!... разошлись все коричневые изделия. Как я говорю, «Коричневый – колер бульбы, любимый цвет белорусов».

Фавориты среди косметичек.


Розовый аутсайдер.

Голубой тоже не в почёте оказался.

А вот  у этих судьба послаще!

В. Постулат о том, что к НГ люди идут за мелочёвкой на подарки, за сувенирами, не сработал напрочь. Из новогоднего декора, что мне коллеги «подселили», не продалось вообще ничего. У меня же ушли не мелкие, а крупные вещи, что, собственно и спасло ситуацию.

Из трёх дней выставки больше всего мне понравилась пятница после обеда. Толпы не было, народ шёл спокойный. Пообщаться удавалось, лекцию по технологии пэчворка почитать «педсоветовским» голосом))) Визитки брали с интересом.

Суббота была ужасная. Девиз дня: «Вокруг слонялись люди, утомлённые красотой». Поток огромный, но к нам на второй этаж добирались покушать в кафе и погулять глазеючи. Разговоры особо никто не разговаривал. Продаж минимум.

В воскресенье было получше, но тоже в основном ходили как по музею. И многие уже с пакетами-покупками. И многие с фразой «Ой, у вас так всё красиво, но я уже без денег!» Отсюда мораль – место на рынке имеет значение.

А теперь самое интересное наблюдение. Правильное загадывание желаний – загадал и отпустил. Забыл о нём. И тогда сбудется. А если «хочу-хочу-хочу» - то фигушки. Такой вот трансёрфинг реальности. Особо я об этом не задумывалась, а вот сейчас поняла – правда.

Дело в том, что у меня продались только те вещи, на которые мне было …хо-хо … наплевать (да не оскорбится слух рукодельницы!). Типа «Ай, это не особо красивое, обычное, ну купят и ладно!». Или «Ай, это очень красивое, но такое трудоёмкое и дорогое, не, за столько точно не возьмут, ну и ладно!» Или «Ой, да, это тоже красивое, но кому оно нужно, чай, не сувенирчик, ну пусть повисит для иллюстрации».


Схватили не раздумывая.  А мне этот баульчик как-то средненько) Не мой колёр.


Даже фоток этого кофра не сделала. Не думала, что купят.
 Ручку пришила в ночь перед выставкой.
Умчался со свистом в первые часы.



Забытая потеряшка. Висела для удовольствия.
Купил мужчина, ему просто рисунок понравился.
Думал, что коврик.
Искал подарок дочке, которая родила дочку)))
Далее пришлось объяснять, что это детское одеялко и он просто-таки пришёл по адресу.
А те штуки, которые мне самой очень-очень нравились, над которыми плясались танцы с бубном, и творилось им всяческое лобызание, и предсказывалось им великое будущее, – так и осталась со мной.

Короче, сильные желания только атмосферу мутят, а КПД у них никакой и В. Зеланд таки прав.


Мои сумочки-парижули.
Меряли, тискали, трогали, охали.
Но никто не отважился. Ждём-с весну.

А эту лялю сложно не заметить.
Но не заметили(((



 Благородная НГ-дорожка осталась в закромах.


А эту красотку даже не спрашивали...
Но на неё были виды у подружки.
Так что Рождество она встретила в Ну-Ёрке)))


И аксиома: нужно ходить туда, где страшно. Там рост, развитие, победа над собой. Уж как я трусила! Отчаянно-преотчаянно, аж сон пропал))).  Но сходила – и всё.  Не страшно. Снова охота. Таперича ведь знаю, что и как, и сколько «крокодилов» с собой брать, и сколько бутербродов, и как развешать, и как расставить. Маркетинг и мерчендайзинг в полевых условиях.

Млын. Всё перемелется…


5 комментариев:

  1. Интересно было узнать о млыне по ту сторону.
    Вот читала и прям себя узнавала. Продавались чаще работы, на которые я и не надеялась. Так, ради массовости стояли и чуть ли не под столом))) и находили и покупали. А вот, которые с визгами- писками шились, так и остались.
    Помнится с моих ярмарок, подошла женщина, спросила цену косметички, сумки, схватилась за сердце. Я уже думала скорую ей вызвать.))) Может я цену загнула...Но если посмотреть сколько труда туда вложено, то цена самая что есть адекватная.
    Помнится еще одна старушка спрашивала цены. Покачала головой и сказала:"Не цените вы свой труд!"
    Вот как хочешь, так и понимай этих человеков))) Как говорится, на каждый товар свой купец.

    ОтветитьУдалить
  2. Далеко не все мастера хорошо разбираются в психологии продаж и маркетинге. Вопрос вовсе не в правильности/ошибочности Зеланда. Сейчас не об этом.
    Упускается из вида несколько очень простых моментов:
    1. В странах с низким уровнем жизни отношение к хенд-мейду всегда однозначно негативное, на уровне любительских поделок и школьных ярмарок. Эксклюзивное, авторское для них часто-густо пустой звук. Потому в голове лежат установки: про заводское качество, про стандартное "богатство" и т.д. Примеры: массовое ношение золота вместо авторской бижутерии и высочайшая оценка качества "прямо как в магазине".
    2. Нежелание платить. "За что тут платить? Я и сам такое сделать могу". У большинства в школе были уроки труда и возникает уверенность, мол "могу, но не хочу". Практика показывает что не может, но поверить в это - это очень сложно.
    3. Ценообразование. "Сколько-сколько?!". Мастер знает сколько стоят материалы, сколько затрачено времени и нервов. Не рукодельники часто даже не представляют элементарно даже себестоимости. Это же лоскутки-нитки-бусинки... Когда я называю стоимость материалов, часто наступает шок. А потом сводить в магазин и наглядно показать разницу между китайцем и чехом, а также между пластиком/стеклом и кристаллами Сваровски.
    Помнится, на ранних курсах института удалось подработать в вязальной артели. Хозяйка покупала материалы, рассчитывала расход нити, выдавала техзадание и указывала примерные сроки. За несложный топ для девушки-подростка я тогда заработала очень даже приличные для студентки деньги. Но сбывалось это всё через знакомых в Польше и Крыму, иностранцам. Потому что они за это "авторское" были готовы отдать в 10 раз больше, чем стоили материалы и работа.
    4. И самое весёлое: эстетическая и профессиональная оценка. Это нам интересно шить что-то сложное, эффектное, необычное. Потому что вызов, потому что мастерство. Может ли это оценить средний покупатель? Зачастую нет. Только такие же рукоделы.
    Причём это касается любой сферы жизни. Вспомнить хотя бы рассказ Куприна "Ольга Сур" о цирке: "Знатоки вопили от восторга. Публика оставалась холодна и скучна." Психологические механизмы абсолютно те же.

    Выводы простые: Избегать выставок точно не стоит. Правильно отмечаешь: это рост, это преодоление.
    Но перед выходом на ярмарку желательно хоть раз выбраться "на место" и навести справки: кто основной посетитель? Может вдруг повезёт и публика будет состоять только из эстетов, модников и ценителей хенд-мейда?! И все наши вылюбленные-расцелованные улетят в любящие заботливые руки... Т.е. разведку надо проводить заранее )) И не надеяться на Зеландов и авось )) Люди предсказуемы и предсказываемы. Вопрос, какие цели мы преследуем? ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну ты мне и накатала, целую статью, хоть в газету отправляй))) Я с тобой по всем-всем пунктам согласна. Особенно про "я и сам так смогу". Я говорю, что пока не уйдёт то поколение, у которого были нормальные уроки труда, то эта позиция неискоренима. Потому что мы действительно все по чуть-чуть умеем в прикладном творчестве. Отсюда и иллюзия, что да, легко, поделка, любой сможет.

      Мысль о том, что с крутыми работами надо смотреть исключительно в сторону Запада, не нова. Этси-шметси) Но вот реализовать на практике это в нашей стране сложновато, когда система пэйпэл работает только в одну сторону. Да и прочие электронные деньги тоже с ограничениями.

      А вот конкретно про минский "Млын" - портрет посетителя однозначно положительный, даже в поля ходить не надо) Столичная ярмарка, которая бывает 2 раза в год, раскрученная донельзя, среди мастеров конкурс на аренду, как в МГИМО) Публика именно та, желаемая, понимающая, даже знающая толк. Совсем простачков или без печати интеллекта на лице я там не видела. Так что всё-таки просел рынок, как не крути. Выезжает сувенирка-мелочёвка в основном.
      Спасибо тебе за мнение,ценно!

      Удалить
    2. Ох, зря заранее прощения за резкость не попросила... А то понесло, так понесло. Развернулась душа, еле свернула ))
      Кстати, я не согласна с позицией насчёт уроков труда. Причина проста: как раз вот этой точки зрения "я смогу сам" после "правильной" постановки воспитательного процесса нет. Потому что появляется экспертность, вкус, восприятие и понимание. В том числе и своих умений/возможностей. Но для этого нужны профессиональные трудовики, способные воспитать уважение к прикладному труду, а их днём с огнём искать приходится.
      У нас ещё веселее с системами оплаты, но, надеюсь, однажды наладится. Пока только исследую по максимуму и отзывы читаю.

      Знаешь, на примере украинской и республиканской реальности, чем раскрученее мероприятие, тем больше абсолютно лишнего народа получается. Поэтому опыт - опытом, а подстраховаться информацией не помешает ))

      Удалить
    3. Да что ты, ничего резкого не услышала, всё по делу. Про "труды" - я так глубоко не копала, просто ощущение. Ведь все получили основу: шить-вязать-вышивать. Естественно, по верхам. Но иллюзия сопричастности всё равно появляется. С базового школьного уровня можно погрузиться в узкую тему и рано-поздно вырасти в спеца. Ведь в большинстве своём мастера - самоучки. Я вот единично знаю людей в пэчворке, которые в прошлом бывшие швеи/технологи/закройщики итэдэ. Но стартануть-то можно даже с маленькой качественной базы. Дальше начинаются поиски-пробы-ошибки-рост-профессионализм, только про это обыватель-покупатель уже не думает. Он-то эти шаги не проходил и рассуждает с уровня минимально доступного, то есть школьных уроков.

      Удалить

Ваше мнение ценно для меня