03 сентября 2017

Читаем со вкусом. Август. Жозе Сарамаго «Перебои в смерти»

В этом месяце в «меню» – португальский нобелевский лауреат и книга с довольно зловещим названием. О барышне на букву «С» лишний раз ни говорить, ни размышлять неохота, хотя, в общем-то понятно, что жизнь, хоть и полна чудес, но добром точно не кончится))) Несмотря на тематику, книгу я восприняла прям позитивно, если не сказать весело. И даже местами хохотнула.

Фантастическое допущение –  в стране Х (и только там, для остальной части мира ничего не изменилось) люди неожиданно перестали умирать. Потом, через полгодика, когда смертушка опомнилась и вернулась из самоволки, также неожиданно снова начали. И вот в этом промежутке всплывает масса социальных проблем, связанных с возможным бессмертием.  Истерика у гильдии похоронных бюро – как же, безработица налицо; паника у церковников  – без смерти нет и воскресения, а значит капут всей религии, и соответственно тоже безработица; истинный испуг у медсанчасти – в бессмертии зависли все: немощные, старики, смертельно больные и даже коматозники, и непонятно как разгрузить медицинские учреждения. Так что если и желать бессмертия, то только в комплекте с чашей амброзии. А то ведь бесконечная бесперспективная кома – так себе удовольствие.

 Вторая половина книги резко меняется, смерть вернулась, всё восстановилось и повествование переключается с государственных проблем на частную жизнь  дамы с косой. Дело в том, что один человек, некий виолончелист, подлюка этакая, не мрёт и всё тут. Почему не мрёт – неясно, и отправляется наша дама, приняв людской облик, самолично улаживать эту проблемку.  Всё повернулось как-то странно, и вот под конец книги мы наблюдаем  любовный роман пожилого музыканта и грозной силы. И так этот виолончелист в итоге не помер по предназначенному судьбой графику. Влюблённая в тебя смерть, знаете ли, хорошая «крыша»)))

Вот финал меня разочаровал. Юношеский какой-то, и чересчур возвышенный, и сказочно неправдоподобный. Лет в 16 мне бы он понравился. Сейчас не особо. Ладно, предположим, что это метафора торжества любви над смертью.

А ещё меня всю книжку мучил вопрос «Почему именно этот дядька не помирал? Что в нём такого? Чем застраховался?», и к концу «А чего она в нём нашла?».  Короче, ждала каких-то фантастических или научных ответов, но фигушки. Вот вам розово-прекрасный хэппи-энд, и бывай, дорогой читатель, живи со своими вопросами дальше, как знаешь. Уговариваю себя, что всё дело в соль-бемоль-мажорном этюде Шопена)))



Насчёт языка. Громоздкий стиль с разветвлёнными предложениями, где к концу уже забываешь начало, с отсутствием заглавных букв, с навороченной пункутуацией, не вчера в литературе появился. Бог их знает, этих высокопарных людей, почему им надо писать именно так, видимо, индивидуальные особенности таланта. Во всяком случае, я во время чтения вспомнила про Пруста, Маркеса и Фолкнера и ещё как сквозь Джойса не смогла продраться. Короче, было красиво, но я не поклонница синтаксической вакханалии. Да и чтение интернет-текстов, где вот умри, но пиши кратко, с абзацами, с выделениями-подчёркиваниями-списками, с эмодзями там всякими, совершенно отучило мозг от восприятия пусть и высокохудожественных, но «простынок».

Итог: книга деликатесная. По праздникам себя баловать можно и нужно, но во всякий день накушиваться таким вредно и надоест.

А вот кулинарный рецепт  в этот раз, напротив, демократичный и без наворотов.

Сэндвич с тунцом для усталого виолончелиста

4 кусочка хлеба (любого, по вкусу)
1 маленькая баночка тунца в собственном соку
1 варёное яйцо
2 столовые ложки густой сметаны или йогурта
1 столовая ложка мелко порезанного укропа
щепотка майорана
2 листа салата
4 дольки огурца
Яйцо почистить и изрубить как можно мельче. Тунец раздавить вилкой. Перемешать всё вместе, раздавливая частицы рыбы и яйца, пока не получится паста. Хлеб намазать пастой, проложить листом салата и огурцами и прикрыть второй половинкой хлеба.

Тунец+огурец=молодец. Я это сочетание в лаваш заматываю с плавленым сыром, получаются такие ложно-роллы.
Сэндвич так сэндвич. Надо было тостовый  хлеб брать, он просторный и ужимается легко при кусании. А то с обычными ломтями и начинка вываливается с боков, и как-то чересчур хлебобулочно. Режим бутерброда в наших широтах всё-таки попривычней.
Для фото я всё-таки один красавец сложила, как положено. Чёрный хлеб подсушила. И яйца 2 штуки добавила. А, ещё сметану майонезом заменила, ибо рыбное с молочным – ненадёжный какой-то дуэт.



На следующий день паста стала ещё нежнее. Поедали напару с кошкой, и нам было нереально вкусно.


13 комментариев:

  1. Аппетитные бутерброды получились! А рыба со сметаной очень даже, главное, чтобы с кисломолочным продуктом, а не с молоком. Хотя и с молоком тоже бывает, достаточно вспомнить треску, вымоченную в молоке

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо) это, по-моему, первый рецепт проекта, где я почти не начудила никакой отсебятины))

      Удалить
  2. Спасибо за отзыв, Света.
    Эпоха интернета, конечно, сильно накладывает на нас отпечаток. Вот уже Толстого клеймят за сложность для школьников.
    Сендвичи удобнее для "взять с собой" в ланчбоксе )) Но с тостерным хлебом - это ты права однозначно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я Толстого не люблю, каюсь. Ну совсем. Клеймить его, может и не надо, всё-таки ниспровергать авторитет классика, - занятие сомнительное и дерзкое. Может, попадётся тебе статья Святослава Логинова
      "О ГРАФАХ И ГРАФОМАНАХ, или ПОЧЕМУ Я НЕ ЛЮБЛЮ ЛЬВА ТОЛСТОГО", почитай любопытства ради. Можно спорить, но мне просто полегчало, что я не одинока в своем грехе нелюбви.)))

      Удалить
  3. Света, интересный отзыв! Кстати, да, ты подметила интересную вещь: в книге нет ответа на вопрос "Почему именно этот 50-летний виолончелист смог избежать смерти?" Чем он был так примечателен, что смерть не могла справиться с ним. Но когда я увидела развивающуюся любовную линию, я позабыла об этих своих вопросах к автору и стала наслаждаться романтикой.
    Бутерброды твои очень аппетитные! Прикольно, что и котику понравилась эта рыбная смесь. Но ведь и правда вкусно! Проверено.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо) Я сама не ожидала от себя такого цинизьма, но не увлекла меня эта любовь-морковь, а совсем сбила с толку))) Вот сижу и думаю, когда это я растеряла романтическое настроение...
      А кота наша рыбожор, да. Она даже в сухую рыбку к мужу залазит, только что пива не пьёт)))

      Удалить
  4. Почему именно этот виолончелист? Думаю, выбран специально обычный, ничем не примечательный человек, чтобы Мирозданию посильнее ущипнуть смерть за заносчивость и высокомерие, осадить так сказать.
    Синтаксическая вакханалия - это точно сказано. Выпендреж какой то. Другое дело - Пушкин, Толстой, Куприн, Достоевский. Читаешь и смакуешь. А тут пытаешься за мысль уцепиться и борешься с сетью словесно-синтаксических наворотов. Некоторые куски я вообще опускала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не думаю, что этот выпендрёж специально. Автор не со зла)))индивидуальное писательское дарование так проявилось, чего ж теперь делать. Толстой, как по мне, тоже длиннотами грешит.

      Удалить
  5. Какая кошка красивая!))) И ей досталось продегустировать))) С таким юмором отчет написан, сижу улыбаюсь))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо! Кошка красивая, но уже пожилая дама, поэтому ей можно всё, даже лазить ко мне в тарелку лапой) Хорошо, что повеселила, это здорово.Если б все друг друга веселили, в мире не было б фигни)

      Удалить
    2. Ох, это точно, про фигню)) Я просто вообще к кошкам неровно дышу, у самой две дома хозяйничают))

      Удалить

Ваше мнение ценно для меня