08 октября 2017

Читаем со вкусом. Сентябрь. Карлос Руис Сафон «Тень ветра»

Этого автора я читала пятилетку назад, после долгих нахваливаний коллег по работе.  И даже знаете ли, вспомнила, что там нечто про книги, роковую юношескую страсть и внебрачных детей. Для меня это необыкновенно много. Я почти всё прочитанное почему-то  складываю в кратковременную память, а фигню полную забываю мгновенно. Мозг старается обезопасить себя от перегруза)))

Сейчас не без удовольствия и быстро перечитала. Думаю, что все девчонки в проекте будут довольны. Ну всё там для нас, девочек, есть – и безумная лавстори, и одиозное стопроцентное зло, и феи-крёстные, и тайны, и разгадки, и хэппи-энд.

Но если придираться, то много шаблонов. Вот вам супер-ненавистники отец и сын Алдайя, вот вам роковые супер-пупер-красотки Беа и как там её… главная героиня, умершая в родах в закрытой комнате…, вот вам отвратительный полицай-негодяй Фумеро (таких точно много в советской литературе про войну-немцев-НКВД-кулаков и пр.). Ну и вишенка на торте: наши Ромео и Джульетта  – брат и сестра! Боженьки, инцест – это обалденная страшилка для влюблённых; кажыся, в «Двух Дианах» Дюма такое подозрение тоже сработало. Но здесь сомнений быть не может – точно. Автору зачёт, молодца.

Напрягало постоянное запаралелливание двух биографий. Не верилось в сохранение страсти и ненависти у Хулиана Каракса, прямо такой горящей, на протяжении 30!!! лет. Ещё меньше верилось в стремление писателя уничтожить все свои романы до последней крошки. Крошки пепла. (Я вот порываюсь спалить свои девичьи стихи, но что-то мешает… но надо бы… но не палю…а тут аффтар романы складами жжот!) Не, не верю, слишком это для творцов драгоценное имущество)))) Гоголю вон мировое сообщество простить не может Второй Том. Хотя Гоголю виднее было, может, ощутил ущербность замысла или ещё чего  там … Но не складами же! Скромненько так, оригинал в печь – и делов.

Короче, несмотря на восторженные отзывы критиков и благодушный приём у читателей, мне лично сильно попахивало мексиканским сериалом. И ещё: я обнаружила в себе литературный сексизм. Вот если б этот шедевр наваяла женщина, и язык был бы чуть попроще, тогда  б всё, капечик, прибила б не глядя. А мужчине…  – снисходительно прощаю все мелкие огрехи)))

Однозначная удача Сафона – Фермин. Тоже архетипичен: Санчо Панса, Планше, Труффальдино, наперсник/советчик/дуэнья в штанах. В книге мало диалогов, а те, которые подробно прописаны, – именно с Фермином, и они меня радовали своей живостью.

Ещё я верю в Нурию Монфорт и в парижскую хозяйку борделя Элен. Есть, точно есть такой типаж созависимых женщин-самопожертвенниц. И благодаря им этот мутный Каракс выжил, и сюжетная линия тоже.

Много думала: о чём книга? В смысле – ради какой такой офигенной мысли автор потратил столько слов? Любовь? Богатство? Неравенство? Месть? Ужасы гражданской войны в Испании? Таинственная красота Барселоны? Жизнь писателя=жизнь его книг?

Эта книга о дружбе. О хорошей такой дружбе и человеческой поддержке в сложные времена. ИМХО.

А ещё, конечно, Кладбище Забытых Книг. Не знаю, есть ли такое на самом деле, но как литературный образ мне встретилось. Очень рекомендую: Вальтер Моэрс  «Город мечтающих книг», совершенно чудесная сказка.

Итог: мне было весело, вкусно, сытно читать «Тень ветра». Жанр развлекательный (я же развлеклась? ага), но чтиво, несмотря на все похвалы, одноразовое. А уж двух раз за жизнь вполне достаточно.

С паэльей постаралась выполнить всё дословно. И вино, и лимон, и среднелюбимая петрушка.

Паэлья из Кастельдефельс

1 большая луковица
300 г риса для ризотто (с повышенной клейкостью)
400 г помидоров (можно консервированных)
2 зубчика чеснока
400 г замороженных морепродуктов
900 мл овощного или куриного бульона
1 чайная ложка красного перца (если есть, то можно добавить столько же копчёной паприки)
3 столовые ложки белого сухого вина (не обязательно)
Сок половины лимона
петрушка, тимьян – по вкусу

Прогреть 1-2 столовые ложки оливкового масла. Лук мелко порубить и обжарить его в масле в течение 3-4 минут. Добавить красный перец, тимьян и рис, припустить всё вместе и через 1-2 минуты влить вино или сходное количество бульона. Когда жидкость почти полностью испарится, добавить порезанные помидоры без кожицы (чтобы снять кожицу со свежих томатов, нужно обдать их кипятком, а затем опустить в холодную воду). Влить бульон, посолить, добавить мелко порезанный чеснок и томить всё вместе под крышкой минут 15, иногда помешивая. Важно, чтобы всегда оставалось немного жидкости. Когда рис станет мягким, выложить сверху замороженные морепродукты, всё перемешать и накрыть крышкой. Через 5 минут сбрызнуть лимонным соком, посыпать петрушкой и подавать на стол.

Взяла половинную порцию, ибо с морепродуктами у нас сложные  отношения. Креветки как-то научилась есть. Но удовольствия большого не получаю. С курицей делать, как было предложено на замену, не хотелось. Интересно же соблюсти правила.



Даже прихваточки свежесшитые затесались в эту паэльную историю! 


Всё удалось,и даже вкусно. Кисленько так, жирненько. 20 варёных креветок особой погоды и аромата не сделали, славабогу) Хорошая рисовая каша с наполнителем получилась. Вот хоть как ты её называй – плов ли, паэлья, джамбалайя, ризотто…Ля рыс супротив ля бульбы  - никак) Но это, видимо, белорусское национальное кулинарное заблуждение, которое искоренить –без шансов)

Тем не менее, буду всем гордо сообщать, что умею готовить паэлью), спасибо, Света!  
Крупно, чтоб доказать: ем я креветки! Ем, блин)

7 комментариев:

  1. Света, ну ты герой - еще и дважды прочитать эту книгу! Снимаю шляпу. :-)
    Паэлья очень вкусная, у меня точно такие же отношения с морепродуктами, но после Сафона отношение к креветкам у меня исправилось. По крайней мере, вид креветок перестал меня пугать. За это автору и спасибо :-) А вот сюжетная линия не увлекла, да.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Подготовка к написанию отчёта требовала этого шага!)) Но третий - ни за что! А паэлья вроде как и прокатила. Муж просачковал сразу, типа фу-фу-креветки, а на следующий день слопал и заявил, что вкуснота. Вот и понимай как хочешь)

      Удалить
  2. :) С морепродуктами две главные проблемы: либо слишком безвкусные, потому что 150 раз замороженные, либо готовили их слишком долго и они стали похожи на резину.
    Фермин - да, однозначная удача автора.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :))) не,есть ещё просто третья проблема: чисто эстетически вызывают отторжение. Пришельцы они какие-то, с усиками-ножками-ручками. Молодой осьминожек повергает меня в шок))) кальмар доводит до обморока, хотя я его люблю, когда он в консерве измельчённый.

      Удалить
  3. Как человек с частично белорусской кровью однозначно голосую за ля бульбу. Но она, зараза, в гористых Гиштаниях дюже плохо растёт ))
    Самое неприятное в "Тени ветра", помимо правильности и нудности, это несоответствие. Несоответствие возрасту читателя. Книга заявлена как "взрослая", а тянет в лучшем случае на средне-подростковую. Два раза такое читать - даже перебор, но это ИМХО ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Два раза - это вынужденно. Я с первого раза так всё не упомнила, чтоб сюда отчёт написать))) пришлось.

      Удалить
  4. Тоже думала о сути книги. По идее, благодаря тому, что мальчишка Даниель сунул нос в чужое давнишнее дело, он смог провести параллель и избежать подобной ошибки - то есть вовремя кинулся в дом любимой, отыскал ее и не потерял. Но я как то любви между Даниелем и Беа не почувствовала, а вот Каракс и Пенелопа - другое дело.
    То, что Хулиан стал сжигать свои книги меня не удивило (я смогла свои стихи повыбрасывать - с ними как будто и воспоминания выбрасывваешь, становится легче). Он же стал себя винить и ненавидеть из-за Пенелопы, поэтому хотел полного самоуничтожения - шиза накрыла короче.
    У меня паэлья отлично пошла - креветок обожаю! Единственное, мидии меня пугают. Блюда с картошкой и рисом по сытности почти идентичны, я их чередую, вроде как для разнообразия.

    ОтветитьУдалить

Ваше мнение ценно для меня