30 апреля 2017

Читаем со вкусом. Апрель. Стефан Цвейг. «Нетерпение сердца»

Каюсь: Цвейг прошёл мимо меня, или я мимо Цвейга, и даже филфак не помог. Какие-то новеллы по списку литературы прочла, тем сердце и успокоилось. Так что материал новый и неизведанный.  Всё, устыдилась.

К делу. Вот аннотация к тому изданию, что мне попалось.

«Литературный шедевр Стефана Цвейга – роман «Нетерпение сердца» – превосходно экранизировался мэтром французского кино Эдуаром Молинаро.
Однако даже очень удачной экранизации не удалось сравниться с силой и эмоциональностью истории о безнадежной, безумной любви парализованной юной красавицы Эдит фон Кекешфальва к молодому австрийскому офицеру Антону Гофмюллеру, способному сострадать ей, понимать ее, жалеть, но не ответить ей взаимностью…»

Всё.  Проспойлерили. Дальше можно не напрягаться, разве что фильм посмотреть.

Но вчиталась, затянуло, сопереживала, правда, оставляя холодные замечания по ходу чтения. Циник я, что ль? Ага.

Сюжет такой… ну не новый… «Онегин», короче: она его любит, он её ну никак. Только усугублённый инвалидностью героини, да и герой, в целом, не под сплином. Вполне себе чувствительный и заинтересованный. Но не любит, хоть тресни. Хотя на жертву в виде женитьбы  почти согласен. А героиня, по нелепому стечению обстоятельств, об этом не узнала – и с балкона бах!  Итог:  девочка на кладбище, мальчик несёт груз вины пожизненно.

Честно: мои симпатии всю книгу были на стороне Гофмюллера.  И соболезнования.  Одна случайность, одно невнятное движение по жизни (от скуки напроситься на званый обед к семейству местного богача) – и картинка ожила, колесо фортуны завертелось, паззлик начал складываться. И чем дальше, тем страшнее. И не рад уже, а деваться некуда! Посочувствовал разок, проявил участие – и тебя боготворят, и готовы, и ждут надежды, и предлагают богатство,  и письма пишут, и – чёрт возьми! – мучают.

Да, первое, что я сделала во время чтения этого ужаса – мысленно извинилась перед всеми своими прошлыми невзаимными любовями. Как же я их, наверно, достала!  У меня страсти было, как у главной героини,  – предостаточно, и на письма, и на стихи, и на песни, и на нетерпение сердца.  Всего хватало! Аы мне. Дура была. Это ща я помудрела.

Вот список моих нажитых мудростей, которые Цвейг подтвердил своей мастерской прозой.

1.  Ситуация с невлюблённым мужчиной – тупик.  Он позволяет себя любить, а вы жаром пышете? Караул. Наоборот будет гораздо продуктивней.

2. Видим бедную собачку, голодную и несчастную. Гладить  и давать сухарик не стоит. Не можем забрать домой – идём мимо, скрипя зубами. Равнодушие порой честней,  чем сострадание.

3. Принцип недеяния. Вытекает из пункта №2. Умышленное зло плохо.  Активно сотворённое добро тоже  имеет последствия.

Такой вот дзен, итить его.

Да, попутное наблюдение: вроде как Цвейг писатель уже 20 века, а в манере и языке это никак не отразилось. Всё время казалось, будто читаю русскую прозу 19 столетия. Роман датирован 1939-м, события в нём 1914 года, а ощущение, будто я в 1881, ну примерно. А ведь Кафка его одногодок почти что. Это я не в укор, это я удивляюсь. По одному произведению сложно судить.

А в целом понравилось и зацепило. Вона какой пост нафеячила.

Кофе Кекешфальвы пока не сварила. Не получается у меня с кофе гурманить. Его всегда надо быстро. А зёрен ванили нету! Дважды нету!


Но в «данном конкретном случае» книга побеждает рецепт, поэтому с чистой совестью пью чистый кофе без всяких добавок)))

7 комментариев:

  1. Спасибо за отзыв! Очень близко к тому, что я сама много раз думала, когда читала, особенно пункт 2.
    Ну а кофе? Что кофе... главное, что книга понравилась

    ОтветитьУдалить
  2. да, лучше уж честность, чет метания-терзания и сострадание. в данном конкретном случае.
    интересно было прочесть Ваш отзыв!

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за отзыв. Интересно почитать противоположные впечатления )

    ОтветитьУдалить
  5. Светлана, очень интересный отзыв с выводами. Цепляет за душу. А кофе можно еще попробовать сварить! Да и ладно зерна ванили, можно и обычный ванилин, вкус не проиграет.

    ОтветитьУдалить
  6. Да, Светлан, это уже мудрость, делать выводы. Сама пытаюсь найти полезный для себя урок в событиях, промахах и ошибках. А книги как раз расширяют наш опыт: как и чего не стоит делать.
    Вывод 2 - просто шикарный, вся суть и мораль "Нетерпения сердца" - Равнодушие порой честней, чем сострадание. Лучше бы Антон Гофмиллер прошел мимо и не "давал сухарик".

    ОтветитьУдалить
  7. Девочки, всем спасибо за мнения. Но книжка действительно в этот раз такая... противоречивая и нелёгкая.

    ОтветитьУдалить

Ваше мнение ценно для меня